О дистанционном обучении

Сегодня, несмотря на достаточно активное распространение информационных технологий, компьютеров и Интернета,дистанционное обучение (ДО) для многих все еще остается экзотичным продуктом. Соответственно остается осторожное отношение, как к самой форме организации обучения, так и к процессу и результатам дистанционного обучения. Добавили негативного отношения к ДО первые опыты разработки дистанционных курсов, которые заключались в простом выкладывании лекций в электронной форме и проведении формального тестирования. Но, к счастью для ДО и для обучающихся, эти пробы пера уже в прошлом.

Сегодня дистанционный курс – это мощная система, учитывающая специфику дистанционной формы организации обучения, имеющая профессиональную техническую и технологическую поддержку, специально для ДО разработанные учебные, методические, информационные электронные материалы,  использующие широкие возможности мультимедиа и гипермедиа, отлаженные каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся между собой, а также с преподавателем и получать быструю обратную связь. Преподаватели в ДО имеют специальную подготовку, обеспечивающую разработку современных дистанционных курсов и качественное эффективное их ведение с использованием активных методов обучения. 

Эти отзывы свидетельствуют, что через ДО можно не только успешно усваивать современные знания по различным темам, но и приобретать эффективные умения, позволяющие сразу применять их в профессиональной или общественной деятельности, семейной и личной жизни. 

Таким образом, сегодня ДО – это полноценная форма организации обучения, позволяющая эффективно удовлетворять новые образовательные потребности людей и имеющая, кроме того, ряд серьезных преимуществ перед традиционным очным обучением.


К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:
  •  Возможность обучения территориально удаленных участников. Россия – огромная страна, и иногда из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие расстояния — достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается и на стоимости обучения. Да и не каждый преподаватель или обучающийся имеет возможность на несколько дней, а то и месяцев, покинуть родной город. Для обучения на ДО нет необходимости в далеких и затратных путешествиях, достаточно всего лишь иметь доступ к Интернет и электронной почте
  • Экономия времени. Когда человек проводит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. ДО позволяет учиться в свободное от основной работы время, составляя гибкий график обучения.
  • Адаптированный под участников стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, знает свой стиль обучения, то ДО для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Сегодня обучение — инструмент проведения организационных изменений; предприятия и организации работают в очень динамичной среде. У малой и большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Постоянно проводить корректирующие курсы невозможно — у сотрудников просто не останется времени на выполнение своих прямых обязанностей. Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения или установлением прочных партнерских отношений с образовательными организациями, занимающимися ДО.
  • Еще один прагматичный момент, о котором многие забывают. Динамика происходящих изменений  постоянно приводит к появлению новых образовательных потребностей, удовлетворить которые традиционные образовательные структуры зачастую  не успевают. Сделать это могут немногочисленные преподаватели и тренеры, получившие современную подготовку и имеющие опыт работы в новой области. Понятно, что они не могут обеспечить очным обучением потребности всех желающих, поэтому ДО становится палочкой-выручалочкой для очень многих людей, желающих приобрести новые актуальные знания и умения. Конечно, остается самообразование, но сложность новых сфер деятельности не всегда позволяет поднять такой материал самостоятельно, без профессионально организованных учебных материалов, структурированного процесса обучения и тьюторской поддержки со стороны преподавателя.
Все вышесказанное объясняет значительный рост разнообразных дистанционных курсов и программ и даже целых университетов ДО, как за рубежом, так и в России, а многие специалисты считают, что в ближайшем будущем дистанционное обучение по своей востребованности сравняется с традиционным обучением, а затем выйдет на первые позиции.